Пять лекций, прочитанных в Адьяре в 1895 году
Пер. Каменской
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Карма-Йога. Ћ Очищение
Братья, Ћ два года тому назад, когда я в первый раз говорила в этом
зале, я обратила ваше внимание на общий план созидания Космоса, на
фазы его эволюции и, отчасти, на методы, применявшиеся при этой
громадной смене явлений. В прошлом году я говорила об эволюции не
столько космического, сколько человеческого "Я" и старалась объяснить
вам, каким образом это Высшее "Я" собирает опыт, поднимаясь от
оболочки к оболочке, и достигает, наконец, полного господства над
своими низшими проводниками. Человек, индивидуум, имеет ту же цель,
что и весь Космос, всё мироздание; цель эта заключается в постоянном
стремлении к воссоединению с Единым, к возвращению к первоначальному
источнику.
Мне приходилось иногда встречаться с такого рода вопросом: "Какое
отношение все это имеет к земной жизни людей? Их окружает мир явлений,
необходимые потребности жизни постоянно отрывают их от мысли о своём
Бессмертном "Я", а карма беспрестанно заставляет их принимать участие
в самой разнообразной деятельности. Какое же отношение существует
между высшими знаниями и человеческой жизнью, и каким образом
обыкновенные люди могут подняться до того, чтобы высшая жизнь стала
для них возможной?"
На этот вопрос я постараюсь ответить.
Я постараюсь объяснить, каким образом обыкновенный человек, имеющий
семейные и общественные обязанности, принужденный участвовать в
разнообразной жизненной деятельности, может, несмотря на это,
приготовить себя к единению, слиянию и сделать первые шаги на пути,
ведущему к Единому. Я постараюсь описать вам различные стадии этого
пути, начинающегося здесь на земле, в жизни семейной, общественной или
государственной, и оканчивающегося в той дали, которую не может
охватить никакая мысль; путь этот приводит путника в обитель, навеки
становящуюся его собственной.
Такова цель этих лекций.
Прежде всего рассмотрим в общих чертах ход эволюции, её значение и
цель; эти общие черты позволят нам оценить и понять всю важность этого
пути, по которому мы движемся, шаг за шагом.
При начале проявления Единое стало множественностью. Бросим взгляд
в прошлое, вглядимся в изначальный, всеобъемлющий мрак Ћ из глубины
которого некогда раздался голос: "Я умножусь Вселенной ради". Это
умножение и есть созидание мира и живущих в нем существ. В этой воле
"Единого не имеющего себе подобного", воле, направленной к умножению,
мы видим источник всякого действия; в ней признаем мы как бы
первоначальное семя мироздания.
Раз мы поняли, каким образом произошел Космос, раз мы представили себе
сложность и множественность, происходящие из первоначального единства
и простоты, Ћ мы поймем также и то, что каждое из феноменальных
проявлений должно нести на себе печать несовершенства: уже тот факт,
что явление возможно лишь в том случае, если оно может быть повторено,
неопровержимо доказывает его несовершенство по сравнению с Единым. В
этом кроется причина разнообразия и множественности предметов и живых
существ. Но в этом разнообразии и заключается совершенство проявленного
мира; действительно, раз Единое умножилось, то необходимо бесконечное
множество проявлений, для того чтобы Единое, подобное могучему солнцу,
льющему во всех направлениях лучи свои, могло всё освещать ими; в
совокупности этих лучей заключается все совершенство и слава мира. Чем
многочисленнее, совершеннее и разнообразнее будут предметы, тем более
правильным, хотя и несовершенным, будет это отражение Единого в мире,
от него исшедшем.
Первое усилие жизненной эволюции заключается в произведении
многочисленных отдельных существований; хотя отдельность эта лишь
кажущаяся Ћ ибо, судя по внешнему виду, мы получаем впечатление
множественности, Ћ но, рассматривая их по существу, мы видим, что все
отдельные существования имеют корень в Едином. Раз мы дали себе в этом
отчет, то мы поймем и то, что в течение многочисленных существований
индивидуум проявляется как бледное и неполное отражение своего Бессмертного
"Я". Мы начнем также понимать, каков будет итог развития этого мира,
почему необходима эволюция этих многочисленных существ, почему
склонность к разъединению играет необходимую роль в эволюции целого...
В самом деле, мы признаем, что наш мир должен иметь своей целью
подготовление для мира будущего могущественных Сущностей (дэва),
будущих руководителей его космических сил и божественных Учителей,
которые возьмут на себя обязанность учить юное человечество нового
мира. Все миры, полные отдельных существований, находятся в настоящее
время в неизменном и постоянном процессе эволюции, благодаря которому
один мир подготовляет руководителей для будущего мира.
------------------------------------------------------------------------
|