Ч. У. Ледбитер
ПО ТУ СТОРОНУ СМЕРТИ
Глава 1
О НЕКОТОРЫХ ЛОЖНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО СМЕРТИ
Смерть Ћ это предмет, который не может не вызывать живого интереса
у всех, принимая во внимание, что один факт из биографии всех людей
абсолютно бесспорен Ћ это то, что однажды им приходится умирать.
Более того, нет такого человека, за исключением совсем молодых,
которому не приходилось бы наблюдать, как смерть уносит дорогое
ему существо. И все же, несмотря на всеобщий интерес к этому вопросу,
ему, вероятно, нет равного в сфере духовных проблем по обилию и
глубине заблуждений. Невозможно представить себе, сколько совершенно
напрасной боли, ужаса и несчастий пришлось испытать всему человечеству
в результате единственного факта своего невежества Ћ предрассудков
относительно этой в высшей степени важной проблемы. Мы верим в
массу глупостей и ошибочных представлений, и эта вера была причиной
чудовищного зла в прошлом и влечет за собой неописуемые страдания
в настоящем. Вырвать её с корнем Ћ значило бы оказать человеческому
роду одно из величайших благодеяний.
Именно эту услугу теософическое учение сейчас оказывает тем, кто
способен её принять. Оно сразу освобождает смерть от всех её ужасов
и значительно облегчает страдания, которыми она сопровождается;
оно даёт нам возможность непосредственно охватить ее истинные пропорции
и понять, какую роль она играет во всей эволюции.
Возьмём по очереди самые характерные из этих ошибочных концепций
и постараемся доказать их несостоятельность. Некоторые их них можно
назвать ошибками религиозного порядка и обнаружить непосредственный
источник их господства в искажении изначального христианского учения;
в том искажении, которое проникло в наши церкви и в значительной
степени погубило их жизненность и полезность. Тем не менее мы их
ненадолго оставим, чтобы рассмотреть сначала некоторые из народных
заблуждений, наиболее распространенных в этой важной области.
Некоторые люди склонны думать, что в конце концов заблуждение в
вопросе о смерти не так уж страшно. "Когда мы умрем, Ћ рассуждают
они, Ћ тогда увидим сами всё как есть, и наши представления соответственно
изменятся, если мы ошибались". Такая точка зрения грешит двумя
недостатками: она игнорирует как ужасный страх смерти, бросающий
свою тень на жизнь стольких людей, жертв собственного невежества,
так и печаль, беспокойства, которые испытывают оставшиеся в живых
по поводу судьбы друзей, покинувших их. Она не принимает во внимание
и тот факт, что после смерти человек очень часто не сразу осознает
свои заблуждения, чтобы исправить их в свете истины, и что его
неспособность это сделать часто бывает источником многих затруднений.
Является ли смерть концом?
Первым и наиболее фатальным из всех ошибочных представлений о смерти
является уверенность в том, что смерть Ћ это конец всего и ничто
в человеке не переживает её. Многие полагают, что эта грубая форма
материализма почти совсем исчезла, и что человеческая раса, эволюционируя,
излечивается от неё. Было бы весьма желательно, чтобы такое мнение
соответствовало реальности, однако я боюсь, что человек, внимательно
прислушивающийся к современной мысли, вовсе не может с этим согласиться.
К счастью, верно то, что этот сорняк материализма уже не заглушает
духовную жизнь, как раньше. Но в мире ещё существует много абсолютного
невежества, и самый печальный его вид Ћ тот, который, ухватившись
за несколько модных научных идей, выступает с агрессивным тщеславием,
уверенный, что обладает мудростью веков. Среди несчастных, которые
попали в такое рабство, сегодня ещё много материалистов самого
грубого толка.
Мы, безусловно, можем надеяться, что такие мнения изживают себя.
Однако я опасаюсь, что почти невозможно предсказать заранее, какую
скрытую форму эта вопиющая болезнь может принять. Тысячи мужчин
и женщин формально проповедуют ту или иную религию, с негодованием
отвергая мысли, что по сути дела они материалистичны; и тем не
менее они живут именно так, как если бы этот мир был единственный,
о котором стоит задумываться. Иногда, конечно, им случается употреблять
слова и выражения, подразумевающие существование другого мира,
однако создается впечатление, что последние никогда не входят в
те соображения, на которых они основывают своё поведение. Этот
фактический материализм, даже если с виду он не так бестолков и
стеснителен для современников тех, кто его проповедует, даёт, тем
не менее, почти такие же результаты в том, что касается судьбы
человека, когда он перешагнул порог смерти.
Другое заблуждение, вероятно, ещё более распространенное, Ћ это
полагать, что смерть есть прыжок в безграничную неизвестность,
что невозможно узнать наверняка, в какие состояния входит человек,
покинувший наш физический план. Очевидно, что некоторые религиозные
секты претендуют на абсолютно точные сведения относительно этих
состояний: однако мы полагаем, что всё это составляет впечатление
абсолютной нереальности у большинства их адептов, во всяком случае,
они не поступают и не говорят так, как если бы действительно так
думали. И у большинства сект эти сведения, по правде говоря, настолько
неточны, что, даже если бы в них верили, можно было бы сомневаться
в том, приносят ли они больше пользы, чем вреда.
Среди верований нашего западного мира церковь даёт некоторые ответы
на то, что существует за порогом могилы. Это учение, хотя и выраженное
в символической форме, которая была плохо понята и трактовалась
материалистически, тем не менее, достаточно полно выражает реальность,
чтобы позволить тем, кто принял его, осмыслить ситуацию, в которой
они находятся, покинув физическое тело. Но и здесь истина, с одной
стороны, затемнена ложной тенью кощунственной доктрины вечных мучений,
а с другой стороны Ћ смехотворной системой так называемых индульгенций
и покаяний.
С точки зрения данной проблемы учение церкви можно в целом выразить,
как мне кажется, следующим образом: в то время как грешник попадает
в ад, а совершенный святой немедленно отправляется в рай, как произошло
с Пресвятой Девой после её успения, человек заурядной морали имеет
в себе ещё слишком много недостатков и несовершенств, чтобы сразу
предстать перед Богом. Следовательно, ему предстоит более или менее
продолжительное существование в промежуточной области, называемой
чистилищем, в течение которого он с помощью относительно быстрого,
но болезненного способа освобождается от своих несовершенств. Только
после того, как он таким образом достигнет совершенства через страдание,
он готов перейти в рай. Те, кто изучал теософию, сразу же заметят,
что эта теория, в той форме, в какой я её изложил, почти полностью
соответствует реальности. В эволюции человека наступает такой период
(но только спустя миллионы лет), когда он действительно попадает
в условия, в которых существование относительно замораживается
(но это, конечно, не вечный ад, ибо он является не более как жуткой
выдумкой, продуктом неорганизованного мышления какого-то дьявольского
чудовища в виде человека), и в этом состоянии он ожидает новой
эволюционной серии, которая, соответственно с низкой ступенью его
развития, позволяет ему доступным для него образом совершенствоваться
дальше.
----------------------------------------------------------
|