Ч. У. Ледбитер
КРАТКИЙ ОЧЕРК ТЕОСОФИИ
Глава I
Введение
Что такое Теософия
В течение многих веков люди вопрошали, рассуждали и вели диспуты
относительно великих основных истин, касающихся существования и
природы Бога, его отношения к человеку и прошедших и будущих судеб
человечества. И так радикально расходились люди по этим вопросам, и с
такою горечью высмеивали они и нападали на верования друг друга, что
возникло глубоко укоренившееся общее мнение, что относительно этих
вопросов и не может быть определённого знания, а одни лишь смутные
теории, затемнённые целой кучей неосновательных выводов из ложно
поставленных посылок. И мнение это укоренилось несмотря на совершенно
определённые, хотя нередко вполне невероятные утверждения,
установленные относительно этих вопросов различными религиями.
Общераспространённое мнение это, хотя и естественное при существующих
обстоятельствах, само по себе совершенно неверно. Имеется слишком
много определённых фактов, обладающих неоспоримым значением, которые
говорят противное. Теософия даёт нам эти факты; но она предлагает их
не так, как это делают религии, не как предметы веры, а как предметы
для изучения. Теософия не религия, но она стоит к религиям в таком же
отношении, в каком к ним стояла древняя философия. Она не противоречит
им, но объясняет их. Всё то, что в них есть неразумного, она
отвергает, как недостойное Божества и унизительное для Него; всё же,
что есть истинного в каждой из них, она принимает и объясняет, и таком
образом соединяет их все в одно гармоническое целое.
Теософия утверждает, что истинное разрешение упомянутых важных
вопросов достижимо, и что существует уже и ныне обширное поле
относящихся сюда знаний. Она рассматривает все различные религии как
изложения одной и той же истины с различных точек зрения, ибо Ћ
различаясь по названиям и подробностям, все религии согласны между
собой относительно тех важнейших положений, которые одни только и
имеют важное значение для жизни; относительно образа жизни, который
должен вести хороший человек, относительно тех качеств, которые он
должен в себе развивать и тех пороков, с которыми он должен бороться.
Относительно этих жизненных вопросов, учения совершенно тождественны
как у индусов, буддистов, последователей Зороастра и магометан, так и
у иудеев и христиан.
Для начинающих знакомиться с Теософией, её можно определить как
разумную теорию Вселенной, но для того, кто изучал её, она не теория,
а факт; ибо перед нами Ћ действительно определённая наука, доступная
для изучения, и все положения этой науки могут быть проверены
исследованием и личным опытом всех, кто бы пожелал развить в себе
свойства, необходимые для подобного исследования. Теософия имеет дело
с великими фактами природы поскольку они известны нам, и она даёт нам
очертания плана нашего уголка Вселенной.
Как приобретаются эти познания
Каким образом может быть узнан этот план? Ћ спросят читатели. Кто
открыл его? Нельзя говорить об его открытии, так как в действительности
он всегда был известен человечеству, хотя время от времени его и
забывали в некоторых частях света. Всегда существовала группа высоко
развитых людей не из одной нации, а из всех передовых народностей,
которые владели им в полноте; и всегда существовали их ученики,
изучавшие этот план в подробностях, тогда как в широких очертаниях он
был известен и всему остальному миру. Такая же группа высоко развитых
людей существует и ныне, и теософические учения обнародываются для
западного мира под их внушением, при посредстве небольшого числа их
учеников.
Несведущие в этих вопросах иногда настойчиво утверждают, что если бы это
было так, истины эти были бы давно обнародованы; и при этом они бросают
обладающим таким знанием несправедливое обвинение в том, что они
замалчивают и удерживают его в свою пользу в ущерб всему остальному миру.
Им неизвестно, что все, когда-либо искавшие этих истин с серьёзной
настойчивостью, всегда оказывались способными находить их, и что западный
мир начинает серьёзно искать их только в наше время. В течение нескольких
столетий духовная жизнь Европы вращалась в области грубых суеверий; а
когда под конец явилась реакция, вызванная нелогичностью и фанатизмом
этих верований, она породила период атеизма столь же неразумный и
фанатический, только направленный в противную сторону. И лишь в наше
время начинают встречаться люди, более скромные и разумные, которые
допускают, что они ровно ничего не знают в этих вопросах и что следовало
бы поискать в ином месте тех ценных сведений, которых им недостаёт.
Хотя такие разумные исследователи пока ещё составляют незначительное
меньшинство, Теософическое Общество было основано, чтобы соединить их
воедино, а теософическая литература стала доступной для всех, желающих
читать, изучать и внутренне усвоить эти великие истины. Её книги не
навязывают своих учений силой, но лишь делают их доступными для тех, кто
чувствует в них нужду. По крайней мере, мы не находимся том заблуждении,
в котором пребывают бедные надменные миссионеры, отваживающиеся
проклинать на вечные времена всякого, кто не исповедует в точности того
же, что и они. Мы полностью сознаём, что для тех, кто ещё не увидел свой
путь к истине, всё в конце концов идёт к лучшему, как и для охотно её
принявших. Всё же знание этой истины позволило нам многим тысячам людей
легче переносить жизнь и встречать смерть только одно желание разделить
это благо с остальными людьми заставляет нас говорить и писать об этих
вопросах.
В общих очертаниях теософические истины были широко распространены в
мире в течение тысячелетий, и они известны точно так же и в наши дни.
Лишь на Западе, благодаря невероятному самодовольству европейцев,
последние не только не знакомы с ними и до сих пор, но и поднимают на
смех каждую крупицу этих истин, попадающуюся им на пути. Как и всякая
наука, наука духа познаётся во всех подробностях лишь тем, кто
посвящает всю жизнь для её изучения. Обладающие полным ведением Ћ те,
кого мы называем Адептами Ћ развивали терпеливо в себе те силы,
которые необходимы для точного знания в области духа. Существует
коренная разница между методами оккультного исследования и методами
современной науки; последняя устремляет всю свою энергию на
усовершенствование своих орудий, тогда как оккультные методы стремятся
к развитию самого наблюдателя.
Метод наблюдения
Подробные способы развития "наблюдателя" неуместны в этом
предварительном очерке. Полное объяснение можно найти в других работах
по теософии, сейчас же достаточно будет сказать, что это Ћ лишь
вопрос вибраций. Все впечатления, приходящие к человеку извне,
достигают до него путём какой-либо вибрации при посредстве органов
зрения, слуха, обоняния или осязания. Следовательно, если человек
сделает себя отзывчивым к добавочным вибрациям, от откроет себя и для
добавочных впечатлений, он сделается тем, что обыкновенно называется
"ясновидящим".
Это слово, в обыкновенном его употреблении, означает не что иное, как
лёгкое расширение нормального зрения. Но делаясь всё более и более
чувствительным к тонким вибрациям, человек может достигнуть того,
что его сознание, действующее через вновь развитые способности,
проявлялось свободно на новых и высших путях. И тогда перед ним
раскроются новые миры, состоящие из более тонкой материи, хотя в
действительности он всегда существовали вокруг него как невидимые
части хорошо известного ему мира. Он узнает таким путём, что обширная
невидимая вселенная окружает его в течение всей его жизни, и что она
постоянно влияет на него разнообразными способами, хотя бы он и
оставался слепым и бессознательным по отношению к ней. Но когда он
разовьёт способности, посредством которых войдёт в сознательное
соприкосновение с этими мирами, он получит возможность наблюдать их
научным образом, повторять свои наблюдения много раз, сравнивать их с
наблюдениями других ясновидящих и делать правильные выводы из этих
сравнений.
Всё это уже делалось, и притом не однократно, а тысячу раз. Адепты, о
которых я упомянул, производили подобные исследования над невидимыми
мирами с возможной полнотой, а в наше время многие из развивших в себе
более тонкие способности теософов делали усилия в том же направлении.
В результате этих усилий и исследований появилась возможность не только
проверить многие из указаний, полученных от Адептов, но также и
объяснить, и расширить их в значительной степени.
Зрелище этой невидимой части нашего мира дает нам ряд совершенно новых
фактов, которые представляют для человечества глубочайший интерес.
Они разрешают многие из наиболее трудных проблем жизни; они выясняют
многие тайны мироздания и вызывают в нас убеждение, что последние были
тайнами только потому, что мы знали до сих пор лишь небольшую часть из
всей совокупности фактов и смотрели на эту небольшую часть снизу, как
на отдельные, не связанные между собой отрывки, вместо того, чтобы
подняться на высшую точку зрения, с которой отрывки эти становятся
понятными, как связные части одного могучего целого. С этой высшей
точки зрения выясняются и многие спорные вопросы, как например о
продолжающемся существовании человека после смерти. С этой же точки
зрения становится возможным объяснить и все дикие и немыслимые заявления
церквей относительно неба, ада и чистилища. Проникновение в невидимые
миры рассеивает наше неведение и уничтожает наш страх перед неизвестным,
раскрывая перед нами разумный и целесообразный план. Каков этот план, я
постараюсь изложить в следующих главах этой книги.
---------------------------
|