Ч. В. Лидбитер.
Трудности в ясновидении
В ранние дни существования Теософического общества среди нас
бытовало мнение, что психические силы могут быть развиты толь-
ко теми, кто получил при рождении физическое тело подходящего
типа ЋЋ поэтому некоторые имеют способности от природы, являю-
щиеся следствием стараний, предпринятых в предыдущих жизнях, а
другие, не столь одарённые, не имеют никакой возможности, кро-
ме как посвятить себя полностью любой работе на физическом
плане, которую они могли бы выполнять, в надежде, что следую-
щий раз они получат привилегию родиться с психическими способ-
ностями. Более полные сведения, полученные позднее, в некото-
ром роде модфицировали эти представления, мы видим теперь, что
при определённых стимулах в любом среднем человеке можно раз-
вить некоторые психические способности, приходя в то же время
к убеждению, что психические способности, полученные с момента
рождения, уже являются преимуществом. Вполне ясно, что это яв-
ляется преимуществом в некоторых случаях, и это должно быть
преимуществои вообще, но опыт показывает, что это может при-
нести и серьёзные практические трудности.
Мальчик, который имеет такие способности, знает мир, в
который не допущены его менее счастливые товарищи, ЋЋ мир гно-
мов и фей, настоящей дружбы с животными и птицами, деревьями и
цветами, живого сочувствия всем проявлениям природы ЋЋ мир бо-
лее свободный, менее скудный и гораздо более реальный, чем
скучный круговорот повседневной жизни. Если ему повезло, ЋЋ а
это оченть редкое везение ЋЋ иметь чувствительных родителей,
то они сопереживают ему в этом и объясняют, что этот волшебный
мир не является чем-то отдельным, но только более высокая и
романтическая часть жизни щедрой и удивительной старой земли,
к которой мы принадлежим, и поэтому повседневная жизнь не так
уж скучна и сера, если её правильно понимать, но наполнена
настоящими чудесами, радостью и красотой.
Здесь, конечно, вроде бы можно говорить о преимуществах,
но к сожалению, как я уже указывал, чувствительные родители
редки, и подающий надежды поэт, художник или мистик скорей
всего окажется в руках бесчувственной 1буржуазии 0, полностью
неспособной понимать его и положительно проникющейся страхом и
ненавистью ко всему необычному и требующему немного подняться
над смертельной скукой их самодовольной респектабельности. Это
большое несчастье ЋЋ он скоро делает вывод, что должен жить
двойной жизнью, тщательно пряча романтическую реальность от
грубых насмешек невежественных обывателей, и очень часто эти
жестокие переживания душат раскрывающиеся возможности восприя-
тия и отправляют его назад на время этого воплощения. Сотни
настоящих ясновидцев таким образом были потеряны для мира
просто вследствие бессознательной жестокости добропорядочной
глупости.
Однако некоторые мальчики, и ещё более некоторые девочки,
не теряют полностью своих способностей, но переносят некоторые
их остатки и во взрослую жизнь, и нельзя исключить, что факт
непосредственного знания невидимого мира не подвинет их к изу-
чению теософии. Что же тогда произойдёт, будет ли их психизм
преимуществом для них?
Нет сомнения, что должен. Они ведь не только знают из
опыта многие вещи, которые другие ученики принимают просто как
необходимые гипотезы, но и могут понимать гораздо лучше, чем
другие, все описания высших состояний сознания ЋЋ будучи сос-
тавлены на физическом языке, они должны быть жалкими и несо-
вершенными. Ясновидящий не может сомневаться в жизни после
смерти, поскольку часто чувствует присутствие мёртвых возле
него; он не может задаваться вопросом о существовании добрых и
злых влияний, так как видит и ощущает их ежедневно.
Таким образом, во многих случаях ясновидение приносит не-
оценимую пользу. В целом, я думаю, что оно делает жизнь своего
владельца счастливее, оно даёт ему возможность быть более по-
лезным своим товарищам, чем он мог бы быть, не имея его. Это
всегда прекрасный дар, если он уравновешен скромностью и чувс-
твом здравого смысла, но если нет, то он может нанести
серьёзный ущерб, введя в заблуждение не только ясновидящего,
но и тех, кто ему доверяет. Этого не произойдёт, если упраж-
нять свою внимательность, но многие этого не делают и таким
образом возникают неточности.
Особенно это относится к случаю, когда оператор пытается
использовать возможности своих высших тел, потому что, во-пер-
вых, требуется тщательная тренировка, чтобы их можно было ис-
пользовать правильным образом, и во-вторых, результаты наблю-
дения должны быть пронесены вниз через материю нескольких про-
межуточных тел, что даёт много возможностей для искажения.
Хорошим примером этого типа работы является исследования исто-
рии чьих-либо предыдущих жизней, что обычно называется чтением
записей. В целях получения достоверных результатов это должно
делаться при помощи козального тела; и поэтому, чтобы правиль-
но запротоколировать все наблюдения на нашем низшем плане, мы
должны полностью контролировать четыре тела, так что тут
предъявляется много требований.
2Физическое тело 0 должно находиться в полном здоровье,
только тогда оно не произведёт наиболее необычных иллюзий и
искажений. Как показали исследования, малейшее изменение нор-
мальной циркуляции крови через мозг, будь то изменение коли-
чества, качества или скорости, может так изменить действие
функций мозга, что сделает его полностью недостоверным пере-
датчиком впечатлений, ему доставляемых. Аналогичный эффект мо-
жет быть произведён любым изменением нормального объёма или
скорости потоков жизненной энергии, вызванным раздражитель-
ностью. Мозговой механизм сложен, и без правильного функциони-
рования его эфирной части, через которую течёт жизненная энер-
гия, или более плотной материи, которая принимает циркуляцию
крови, не может быть уверенности в правильности принятого ЋЋ
любое нарушение в каждой части может легко затруднить или на-
рушить восприятие, производя расплывшиеся или искажённые обра-
зы всего, что было предоставлено.
2Астральное тело 0 также должно быть под полным контролем, и
это значит намного более, чем сначала можно представить, пос-
кольку материя астрального тела ЋЋ родной дом желаний и эмо-
ций и у большинства людей находится в состоянии дикого возбуж-
дения. То что требуется ЋЋ вовсе не то, что мы обычно называем
спокойствием ЋЋ это гораздо более высокая его степень, которая
может быть получена только в результате долгих тренировок.
Когда человек говорит, что он спокоен, то имеет в виду, что не
испытывает в данный момент какого-либо сильного ощущения в ас-
тральном теле, но при этом всегда имеется некоторое количество
более слабых чувств, которые поддерживают движение в астраль-
ной материи ЋЋ волнение, которое всё ещё остаётся, например,
после некоторого всплеска эмоций, который обрушился на него
вчера. Но если он хочет читать записи прошедшего или произво-
дить магические церемонии, то он должен научиться успокаивать
даже это.
Трудно улучшить старое сравнение с отражением дерева в
озере. Пока поверхность воды полностью спокойна, мы видим хо-
рошее изображение дерева; мы можем видеть на нём каждый лист,
правильно распознать, какого оно вида и в каком состоянии; но
малейшее дуновение ветра в момент разрушит изображение и соз-
даст рябь, которая так перемешается с изображением, что мы не
только не можем сосчитать листья, но даже с трудом сможем ска-
зать, что это вообще за дерево: дуб или вяз, ясень или граб,
густые ли листья, в цвету оно или нет. Наша интерпретация
изображения, произведённая в таких условиях, будет полна зага-
док. И это, если вы помните, эффект от лёгкого ветерка; более
сильный же ветер может произвести нечто крайне невразумитель-
ное.
Нормальное состояние наших астральных тел можно предста-
вить, как эффект от свежего бриза, а наше обычное спокойствие
ЋЋ как рябь от лёгкого, но постоянного ветерка; ЋЋ зеркальной
поверхности можно добиться только после долгой практики и
весьма энергичных усилий. Когда мы осознаём, что для достовер-
ного чтения записей мы должны добиться состояния полной безмя-
тежности не только в одном теле, но в четырёх, причём ни одно
из них в своём нормальном состоянии ни на минуту не остаётся в
покое, то начинаем видеть, какая перед нами трудная задача,
даже если бы это было всё.
|