Ч. Ледбитер
Я С Н О В И Д Е Н И Е
Глава I
ЧТО ТАКОЕ ЯСНОВИДЕНИЕ?
Непроявленные способности. - Вибрации. - Расширенное зрение. -
Астральные органы чувств. - Свойство буддхического плана. -
Влияние гипноза. - Первые проявления ясновидения. - Классификация.
Слово "ясновидение" в буквальном своём значении ничего иного не вы-
ражает, кроме "ясного видения"; словом этим очень злоупотребляли и да-
же низвели его до того, что часто разумеют под ним обманы фокусников и
шарлатанов. Но и в самом ограниченном своём смысле оно охватывает ши-
рокий ряд явлений, до такой степени различных по характеру, что нелег-
ко дать такое определение этого слова, которое было бы одновременно и
сжатым, и точным. Его называли "духовным зрением", но никакое другое
название не могло бы ввести в такое заблуждение, как это, потому что в
огромном большинстве случаев нет способности, связанной с ясновидени-
ем, которая имела бы малейшую претензию на такое высокое наименование.
Для целей нашего исследования мы можем определить ясновидение, как
способность видеть то, что скрыто от обычного физического зрения. Сле-
дует также заранее заметить, что оно очень часто (хотя ни в коем слу-
чае не всегда) сопровождается так называемым яснослышанием, или спо-
собностью слышать то, что неслышно для обыкновенного физического уха;
и мы будем намеренно употреблять общий термин ясновидение, как включа-
ющий в себя и эту вторую способность, чтобы избежать постоянного неук-
люжего повторения двух длинных слов, когда одного совершенно достаточ-
но.
Позвольте мне, прежде чем начать, выяснить два пункта. Во-первых, я
пишу не для тех, кто не верит в то, что существует такое явление, как
ясновидение, и не хочу убеждать тех, кто сомневается по этому поводу;
в моём небольшом труде у меня нет на это и места; такие люди должны
изучать те многочисленные книги, которые содержат описания случаев,
или сами делать опыты в области магнетизма.
Я обращаюсь к более сведущим людям, которые знают, что ясновидение
существует, и настолько заинтересованы самим предметом, что будут рады
сведениям, касающимся его методов и возможностей; и я могу уверить их,
что всё то, что я пишу, есть результат серьёзного изучения и опыта, и
что хотя некоторые из способностей, которые я должен буду описать, мо-
гут показаться им новыми и удивительными, - я не привожу ни одной,
примера которой не видел бы сам.
Во-вторых, хотя я буду стараться, насколько возможно, избегать тех-
нических выражений, - всё же, так как я главным образом пишу для тех,
кто изучает Теософию, я буду позволять себе приводить иногда для крат-
кости и без подробных объяснений обычные теософические термины, зна-
комство с которыми я несомненно могу предположить.
Если эта книжка попадёт в руки тех, для кого употребление этих тер-
минов представляет некоторые затруднения, я могу только извиниться пе-
ред ними и отослать их для предварительных объяснений к любому руко-
водству по Теософии, как например "Древняя мудрость" (Ancient Wisdom)
Анни Безант, или её же - "Человек и его тела" (Man and his Bodies).
Дело в том, что вся теософическая система так тесно связана, и её раз-
личные части находятся в такой зависимости друг от друга, что полное
объяснение каждого употреблённого здесь термина может повлечь за собой
целый трактат по Теософии в качестве предисловия даже к этому краткому
исследованию ясновидения.
Тем не менее, прежде чем пытаться дать подробное объяснение яснови-
дения, нам необходимо будет посвятить немного времени кое-каким пред-
варительным соображениям для того, чтобы лучше выяснить себе некоторые
общие факты, касающиеся различных планов, на которых возможно упраж-
нять ясновидение, и условий, делающих возможным это упражнение.
Теософическая литература постоянно доказывает нам, что все эти выс-
шие способности скоро должны сделаться достоянием всего человечества,
что способность ясновидения, например, находится потенциально в каж-
дом, и что те, в которых она уже проявляется, просто в этом отношении
немного опередили нас. Это утверждение совершенно правильно, и все же
оно кажется и неясным, и неосновательным большинству людей, просто по-
тому, что они смотрят на подобную способность, как на нечто совершенно
непохожее на все то, что они до тех пор испытывали, и вполне уверены в
том, что сами они, во всяком случае, далеки от ее развития.
Быть может, нам будет легче рассеять это ощущение нереальности, ес-
ли мы попытаемся понять, что ясновидение, как и многие другие явления
природы, есть, главным образом, вопрос вибраций, и на деле представля-
ет собой лишь более широкое развитие сил, которыми мы все пользуемся
каждый день всю свою жизнь. Мы все живем, окруженные обширным морем
воздуха и эфира, причем последний проникает первый, как и всякую физи-
ческую материю; и преимущественно благодаря вибрациям в этом обширном
море материи - впечатления извне доходят до нас. Это мы все знаем, но,
быть может, многим из нас никогда не приходило в голову, что количест-
во тех вибраций, на которые мы способны отвечать, в сущности бесконеч-
но мало.
Среди чрезвычайно быстрых вибраций, действующих на эфир, известен
небольшой ряд их, - очень небольшой ряд, - на который ретина челове-
ческого глаза способна отвечать, и эти особые вибрации вызывают в нас
ощущение, которое мы называем светом. Иначе говоря, мы способны видеть
только те предметы, от которых этот специальный свет может исходить
или отражаться.
Точно так же барабанная перепонка человеческого уха способна отве-
чать на определенный очень небольшой ряд сравнительно медленных вибра-
ций, достаточно медленных, чтобы подействовать на окружающий нас воз-
дух; и таким образом мы способны слышать только те звуки, которые про-
изводятся предметами, способными вибрировать с некоторой скоростью в
этой специальной области.
Относительно обоих этих случаев наука прекрасно знает, что сущест-
вует большое число вибраций выше и ниже этих двух групп, и что, следо-
вательно, есть много света, которого мы не можем видеть, и много зву-
ков, к которым ухо наше глухо. Что касается света, то действие этих
высших и низших вибраций можно легко заметить по результатам, даваемым
актиническими лучами на одном конце спектра и тепловыми лучами - на
другом.
В действительности существуют вибрации всех возможных степеней ско-
рости, наполняющие все обширное пространство, лежащее между медленными
звуковыми волнами и быстрыми - световыми; но и это еще не все, потому
что несомненно существуют вибрации более медленные, чем вибрации слу-
ха, и бесконечное множество таких, которые быстрее вибраций, известных
нам, как свет. Таким образом, мы начинаем понимать, что вибрации, с
помощью которых мы видим и слышим, подобны двум маленьким группам не-
большого количества струн, взятых из огромной арфы, величина которой
бесконечна; и когда мы подумаем - как много мы смогли узнать и сколько
мы сделали выводов с помощью этих небольших отрывков, мы смутно предс-
тавим себе, какие возможности могли бы лежать перед нами, если бы мы
были в состоянии пользоваться обширным и чудесным целым. В связи с
этим нужно обратить внимание еще и на тот факт, что различные челове-
ческие существа очень отличаются друг от друга (хотя и в сравнительно
узких границах) по своей способности отвечать даже на те немногие виб-
рации, которые доступны нашим физическим чувствам. Я говорю не об ост-
роте зрения или слуха, благодаря которой один человек может видеть бо-
лее бледный предмет или слышать белее тихий звук, чем другой; дело
идет здесь совсем не о силе зрения, а о пределах восприимчивости. На-
пример, если вы возьмете хорошую сернисто-углеродную призму и с ее по-
мощью отбросите отчетливый спектр на листе белой бумаги, а затем по-
просите нескольких человек отметить на бумаге крайние пределы спектра,
как они их видят, - вы можете быть уверены в том, что зрительные спо-
собности у них окажутся различными. Некоторые увидят фиолетовый цвет
гораздо дальше, чем другие; другие, быть может, увидят меньше фиолето-
вого, чем большинство, но зато будут дальше видеть с красного конца.
Быть может, найдутся немногие, которые увидят дальше обыкновенного с
обоих концов, и это почти наверное будут так называемые сенситивные
люди, отвечающие на гораздо большее количество вибраций, чем большин-
ство людей нашего времени.
Что касается слуха, то и здесь можно подметить то же самое разли-
чие, взяв звук не слишком высокий для слуха, как бы на самой границе
слышимости, и обнаружив, многие ли среди данного числа людей способны
его услышать. Обычный пример подобного звука, - это писк летучей мыши,
и опыт покажет, что летним вечером, когда воздух полон острыми, була-
вочными криками этих маленьких животных, очень многие будут абсолютно
нечувствительны к ним и не в состоянии услышать ровно ничего.
Эти примеры ясно показывают, что не существует точно определенной
границы для человеческой способности отвечать на эфирные и на воздуш-
ные вибрации, что у некоторых из нас эта способность уже сильнее, чем
у других; и мы найдем также, что способность одного и того же человека
в различных случаях бывает различна. Поэтому нам нетрудно будет предс-
тавить себе, что человек может развить в себе эту способность и благо-
даря этому со временем научиться видеть многое, что невидимо для его
братьев-людей, и слышать многое, что для них неслышно, - так как мы
очень хорошо знаем, что огромное количество добавочных вибраций су-
ществует и просто как бы ожидает своего признания.
Опыты с рентгеновскими лучами дают нам пример тех поразительных ре-
зультатов, которые получаются, когда даже очень немногие из этих доба-
вочных вибраций становятся доступны человеку; прозрачность для этих
лучей многих субстанций, которые до тех пор считались непрозрачными,
сразу указывает нам по крайней мере на одну возможность объяснить та-
кой элементарный вид ясновидения, как способность прочесть письмо, ле-
жащее в закрытом ящике, или описать людей, находящихся в соседней
квартире. Научиться видеть с помощью рентгеновских лучей в добавление
к тем, которыми мы обычно пользуемся, будет совершенно достаточно для
того, чтобы дать возможность каждому сделать магический фокус в этом
роде.
До сих пор мы принимали во внимание только область чисто физических
чувств человека; если же мы вспомним, что эфирное тело человека в сущ-
ности есть лишь более тонкая часть его физической оболочки, и что поэ-
тому все его органы чувств заключают в себе большое количество эфирной
материи различных степеней плотности, причем свойства этой материи до
сих пор еще находятся у большинства из нас в скрытом состоянии, - то
мы увидим, что если даже мы будем развиваться в одном лишь этом нап-
равлении, то уже и тогда перед нами раскроются различные и огромные
возможности.
----------------------------------------
|