Ч. Ледбитер ВЕГЕТАРИАНСТВО И ОККУЛЬТИЗМ (по 8-му изданию, Адьяр, Индия) Говоря об отношении между вегетарианством и оккультизмом, было бы неплохо для нас начать с определения наших терминов. Все мы знаем, что подразумевается под вегетарианством, и хотя имеется несколько разновидностей его, сейчас не будет необходимости обсуждать их. Вегетарианец Ћ это тот, кто воздерживается от плотоядения. Некоторые из них допускают такие животные продукты, которые получены без лишения животного жизни Ћ например, молоко, масло и сыр. Имеются другие, ограничивающие себя определёнными разновидностями растительной пищи Ћ фруктами и орехами, например; и есть те, кто предпочитает принимать такую пищу, которая может быть употреблена сырой; другие не будут принимать пищу, которая растёт под землёй Ћ такую, как картофель, репа, морковь и т.д. Нам не следует связываться с этими различиями, но просто определиться, что вегетарианец Ћ это тот, кто воздерживается от любой еды, получаемой при помощи убийства животных Ћ включая, разумеется, птиц и рыб. Как определим мы оккультизм? Слово это происходит от латинского occultus Ћ скрытый; так что это есть изучение скрытых законов природы. Поскольку все великие законы природы в действительности работают в невидимом мире гораздо в большей степени, чем в видимом, оккультизм включает в себя принятие гораздо более широкого взгляда на природу, чем принимается обычно. Оккультист, тогда, это человек, который изучает все законы природы, которых он может достигнуть или о которых он может слышать, и в результате своего изучения он отождествляется с этими законами и посвящает свою жизнь службе эволюции. Как относится оккультизм к вегетарианству? Он относится к нему с превеликим одобрением, и тому есть многие причины. Эти причины могут быть подразделены на два класса Ћ те, что обычны и имеют физическую природу, и те, что оккультные или скрытые. Имеются многие аргументы в пользу вегетарианства здесь, на физическом плане, очевидные для каждого, кто возьмёт на себя труд исследовать этот предмет; и они будут для изучающего оккультизм ещё более сильны, чем для обычного человека. В дополнение к ним и совсем вне их изучающий оккультизм знает и о других причинах, которые приходят из изучения тех скрытых законов, которые всё ещё так мало понимаются большинством человечества. Мы должны однако разделить наше рассмотрение этих причин на две части, сначала взяв обычные и физические. Даже сами эти обычные аргументы могут быть подразделены на два класса Ћ первый, включающий физические и продиктованные личными соображениями, и другие, которые могут быть описаны как моральные и неэгоистичные. Тогда, во-первых, давайте возьмём аргументы в пользу вегетарианства, которые относятся только к самому человеку и принадлежат чисто к физическому плану. Пока мы отбросим рассмотрение эффекта, производимого на других Ћ который бесконечно более важен Ћ и подумаем только о результатах для самого человека. Необходимо сделать это, поскольку одно из возражений, часто выдвигаемых против вегетарианства Ћ что это красивая теория, которую практиковать невозможно, поскольку предполагается, что человек не может жить, не пожирая мёртвой плоти. Я сам Ћ пример ошибочности этого мнения, поскольку я жил без загрязнения животной пищей Ћ без мяса, рыбы или птицы Ћ последние тридцать восемь лет, и не только остался в живых, но и располагал всё это время примечательно хорошим здоровьем. И я в этом вовсе не уникум, мне известны несколько тысяч других, практикующих то же самое. Я знаю некоторых более молодых людей, которые были счастливы быть незагрязнёнными употреблением мяса на протяжении всей своей жизни; и они определённо свободнее от болезней, чем употребляющие подобные вещи. Несомненно, имеется много доводов в пользу вегетарианства с чисто эгоистической точки зрения; и я выдвину их сначала, поскольку я знаю, что эгоистические соображения имеют наибольший вес у большинства людей, хотя и надеюсь, что в случае изучающих теософию мы можем предположить, что моральные соображения, которые я приведу позднее, возымеют на них более сильное влияние. Мы хотим лучшего Я исхожу из того, что в еде, как и во всём другом, все мы желаем лучшего из находящегося в пределах наших средств. Мы хотели бы привести нашу жизнь, и конечно, нашу ежедневную еду, как вовсе не незначительную часть наших жизней, в гармонию с нашими стремлениями, в гармонию с высшим из того, что мы знаем. Мы должны быть рады принять то, что на самом деле лучшее, а если мы ещё не знаем достаточно, чтобы оценить, что есть лучшее, тогда мы должны быть рады научиться это делать. Если мы подумаем об этом, мы увидим, что этот случай аналогичен другим направлениям, таким как музыка, искусство или литература. Нас учили с детства, что если мы хотим развить лучший музыкальный вкус, мы должны выбирать только лучшую музыку, и даже если вначале мы не сможем вполне оценить и понять её, мы должны проявить терпение, подождать и слушать, пока нечто из её сладкой красоты взойдёт в наших душах, и мы придём к пониманию того, что вначале не будило никакого отклика в наших сердцах. Если мы хотим оценить лучшее в искусстве, мы не должны наполнять свои глаза сенсационными полосами полицейских новостей или отвратительными уродствами, которые почему-то называются "комическими картинками"; но мы должны постоянно смотреть и учиться, пока тайна работы Тёрнера начнёт разворачиваться нашему терпеливому созерцанию, или огромная широта Веласкеса войдёт в пределы нашей способности понимания. Так же и в литературе. Грустный опыт многих говорит, что многое из лучшего и прекраснейшего потеряно для тех, чья умственная пища состоит исключительно из сенсационных газет или дешёвых романов, или из той дутой массы пустого материала, который выбрасывается на поверхность, подобно накипи на поверхности расплавленного металла жизни Ћ романчики, сериалы и отрывки того типа, которые не научат невежду, не укрепят слабого, не разовьют незрелого. Если мы желаем раскрыть ум наших детей, мы не оставляем им все эти вещи на их собственный невозделанный вкус, но пытаемся помочь им тренировать этот вкус, в искусстве ли, в музыке или литературе. -------------------------- СКАЧАТЬ ВЕГЕТАРИАНСТВО И ОККУЛЬТИЗМ
|