Анни Безант
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ
Перевод А. П. Хомик
ПРЕДИСЛОВИЕ
В этой книге, адресованной людям, изучающим проблему эволюции
сознания, излагаются гипотезы и предположения, которые могут оказаться
полезными для них. Она не претендует на полноту изложения, а скорее
является вкладом в психологию. Для полного изложения обширной науки,
рассматривающей вопрос развертывания сознания, необходимо гораздо
больше материала, чем имеется в моем распоряжении. Необходимый
материал постепенно накапливается в руках старательных и усердных
ученых, но пока еще не было предпринято никаких усилий для
систематизации и приведения его в порядок. В этой небольшой работе
я систематизировала лишь небольшую часть этого материала в надежде,
что сейчас это сможет оказаться полезным для некоторых тружеников
в обширной области Эволюции Сознания, и сможет послужить в будущем
кирпичиком цельного строения. Потребуется великий архитектор для
планирования этого храма знаний и искусный каменщик для руководства
его строительством; на данный момент достаточно выполнить работу
подмастерья и подготовить строительные материалы для более искусных
мастеров.
Анни Безант
ВВЕДЕНИЕ
Развитие сознания у созданий, пространством эволюции которых является
солнечная система, является сложным процессом: в настоящее время никто
из нас не может надеяться на большее, чем понимание малой его части,
но его можно изучать таким образом, при котором будут заполнены
некоторые пробелы в нашем мышлении, и который может дать нам
достаточно четкую схему для направления нашей будущей работы.
Однако мы не можем удовлетворительно вычертить эту схему, не
рассмотрев сначала нашу солнечную систему как целое, и не попытавшись
получить некоторое представление, каким бы смутным оно не показалось,
о "началах" в такой системе.
1. Источники
Мы знаем, что материя в солнечной системе существует в семи больших
модификациях, или планах; на трех из них, физическом, эмоциональном
(астральном) и ментальном - часто упоминаемых как "три мира", хорошо
известных Трилоки, или Три-бхувана индусской космогонии - проходит
нормальная эволюция человека. На следующих двух планах, духовных -
планах мудрости и силы, буддхическом и атмическом - проходит особая
эволюция Посвященного после первого из великих посвящений. Эти пять
планов составляют сферу эволюции сознания до слияния человека с
божественным. Два плана, следующие за этими пятью, представляют
всеокружающую и всеохватывающую сферу божественной деятельности, из
которой излучаются божественные энергии, оживляющие и поддерживающие
всю систему. В настоящее время о них нам абсолютно ничего не известно,
а то немногое известное о них, вероятно, несет в себе столько
информации, сколько наши ограниченные способности в состоянии
воспринять. Нас учат, что это планы божественного Сознания, в которых
проявляется Логос или божественная Троица Логосов, и откуда Он светит
как Создатель, Хранитель и Разрушитель, разворачивая вселенную,
поддерживая ее во время существования и вбирая ее в Себя по ее
завершении. Нам даны названия этих двух планов нижний - это Апупадака,
на котором "пока еще не создано никакой формы";<$FИз Пранава-вада,
неопубликованной рукописи на санскрите [Сейчас опубликованной под
названием The Science of the Sacred Word или The Pranava-vada of
Gargyayana].> высшим является Ади - "первый", фундамент вселенной,
основа и источник ее жизни. Таким образом, существует семь планов
вселенной, солнечной системы, которые, как видно из этого короткого
описания, можно рассматривать как образующие три группы: I. Сфера
проявления исключительно Логоса; II. Сфера сверхъестественного
человеческого развития, эволюции Посвященных; III. Сфера
элементальной, минеральной, растительной, животной и нормальной
человеческой эволюции. Мы можем свести эти данные в следующую таблицу:
I. Ади ѓ
II. Анупадака Љ} Сфера проявления исключительно Логоса
III. Атмический ѓ
IV. Буддхический Љ} Сфера сверхъестественной человеческой эволюции.
V. Ментальный ѓ
VI. ЭмоциональныйЌ} Сфера элементальной, минеральной, растительной,
VII. Физический ѓ животной и нормальной человеческой эволюции.
Два высших плана можно представить существовавшими до образования
солнечной системы, и мы можем представить себе высочайший, Ади,
как состоящий из материи пространства - символизируемой точками -
выбранный Логосом для формирования материальной основы системы,
которую Он собирается создать. Как рабочий выбирает материал, которому
он собирается придать форму, так и Логос отбирает материал и место для
Своей вселенной. Подобным же образом мы можем представить и Анупадаку
- символизируемую линиями - как состоящую из этой же самой материи,
модифицированной Его собственной жизнью, используя показательную
метафору, можно сказать окрашенную Его всеодухотворяющим Сознанием,
и поэтому некоторым образом отличающуюся от соответствующего плана
в другой солнечной системе. Нам говорят, что важнейшие факты этой
подготовительной работы можно представить в символах; из них нам
дается два ряда, один из которых отображает тройственное проявление
Сознания Логоса, а другой - тройственное изменение в материи,
соответствующее тройственной Жизни - жизненные и форменные аспекты
трех Логосов. Мы можем считать их одновременными событиями:
Жизнь Форма
I. Ади
II. Анупадака
[Значками (T) и (K) здесь и далее обозначены фигуры, представляющие
круги, в случае (Т) из точек расположенных под 120° проведены линии к
центру, кроме того они соединены линиями между собой, причём одна из
точек находится наверху круга, (K) же представляет горизонтальную и
вертикальную линии в круге, т.е. крестом.]
Здесь в графе "Жизнь" мы имеем в центре круга изначальную Точку,
Логос, как Единое внутри самоналоженной на Себя сферы тончайшей
материи, в которую Он заключил Себя с целью проявления, сияния из
Тьмы. Сразу же возникает вопрос: почему три Логоса? Хотя здесь мы
касаемся глубочайшего вопроса метафизики, даже для неадекватного
изложения которого потребовался бы целый том, мы должны дать краткий
ответ. Анализируя все существующее, мы приходим к обобщению: "все
делится на "Я" и "Не-Я", "Сам" или "Не Сам". Каждая отдельно взятая
вещь подводится под одно из этих определений: "Я" или "Не-Я". Нет
ничего, что нельзя было бы подвести под одно из них. "Я" - это Жизнь,
Сознание; "Не-Я" - это Материя, Форма. Следовательно, здесь мы имеем
двойственность. Но Пара - это не две отдельные вещи, изолированные и
несвязанные; между ними существует непрерывное взаимоотношение,
постоянное сближение и расхождение, отождествление и отрицание, эта
взаимосвязь проявляется как постоянно изменяющаяся вселенная. Таким
образом, мы имеем Тройственность, а не Двойственность - "Я". "Не-Я"
и Взаимоотношение между ними. В этом суммируются все вещи и все
взаимоотношения, фактические и возможные, и отсюда Тройка, не более и
не менее, является основой всех вселенных в общем и каждой отдельной
вселенной в частности<$FИзучающий должен внимательно проработать книгу
Бхагаван Даса "The Science of Peace", где данные метафизические
вопросы разъясняются с редкой проницательностью и точностью.>.
-----------------------------------------------
|