Братья! Каждый раз, когда мы собираемся здесь, чтобы обсудить
истины, лежащие в основе всех религий, я не могу не ощущать, насколько
обширен предмет и насколько мал толкующий его, насколько широк
горизонт, открывающийся перед нашей мыслью, и как узки слова, при
помощи которых его простирают перед вами. Год за годом мы встречаемся,
раз за разом стараемся вникнуть в эти великие тайны жизни, тайны
Я, составляющие единственный предмет, действительно достойный глубокого
размышления человека. Всё прочее мимолётно, всё прочее преходяще,
всё прочее Ћ лишь игрушка на время. Известность и власть, богатство
и наука Ћ всё, принадлежащее этому низшему миру Ћ ничто перед величием
Вечного Я во вселенной и человеке, единого во всех его множественных
проявлениях, удивительного и прекрасного во всякой развиваемой
им форме. И из всех проявлений Высшего в этом году мы решились
заняться изучением святейшего из святейших, теми проявлениями Бога
в мире, в которых он демонстрирует божественность, приходя на помощь
созданному им миру. В этой форме, которая подобно тонкой плёнке,
лишь едва скрывает божественность от наших глаз, он сияет в самой
своей сути. Как же мы тогда отважимся подойти к изучению этого,
как не с глубочайшим почтением и величайшей скромностью! Ведь если
даже для изучения самих трудов его требуется терпение, почтение
и скромность сердца, то что же понадобится для изучения того, кого
они открывают нам его лишь частично, для понимания, что же подразумевается
под аватарой, каковы смысл и назначение такого откровения?
Наш президент* верно сказал, что во всех религиях мира существует
вера в подобные проявления, и что древнее высказывание о том, что
истина подобна пробе на серебре, показывающей чистоту металла,
верно и здесь. Во что бы ни верили всегда и повсеместно, это является
реальностью. Религии спорят о многих деталях, но где человеческое
сердце и голос единогласны, там Ћ проба истины, знак духовной реальности.
В этом вопросе, однако, мы встречаемся с серьёзным затруднением
Ћ и вы, как слушатели, и я, как оратор. В наши времена во всякой
религии истина содержится не в полной своей мере, и один лишь интеллект
не может схватить множественные аспекты единой истины. Потому у
нас возникают одна школа за другой, одна философия за другой, и
каждая из них указывает какой-то аспект истины, игнорируя, или
даже отвергая все остальные, столь же верные. И это не всё Ћ от
века к веку, от тысячелетия к тысячелетию знание затухает, духовные
озарения становятся всё реже, и повторяющие всё больше превосходят
в численности знающих. Говорящие с ясным видением о духовной истине
теряются среди толп, которые держатся лишь традиций, происхождения
которых не могут понять. Если говорить знакомыми словами, то священник
и пророк в последнее время вошли в конфликт с друг другом. Священник
несёт традиции древности, очень часто уже утеряв то знание, что
сделало их реальными. Пророк, время от времени приходящий с горячим,
как огонь, божественным словом, изрекает древние истины и озаряет
традицию. Но те, кто цепляется за слова, обычно бывают ослеплены
светом этого огня и называют того, кто высказывает утерянные ими
истины, еретиком. Потому в одной религии за другой, как только
появляется какой-нибудь великий учитель, возникает противостояние,
ропот, отрицание, поскольку высказанная им истина слишком мощна,
чтобы её можно было ограничить до понимания полуослеплённых людей.
И в таком предмете, какой мы собираемся рассмотреть сегодня, уже
наездилась некая привычная колея, по которой следует человеческий
ум, и я знаю, что при изложении оккультной истины мне местами придётся
войти в столкновение с теми подробностями предания, которые скорее
повторяются наизусть, чем понимаются, в отрыве от лежащей за ними
истины. Потому прошу простить меня, братья мои, если говоря об
этой великой теме, мне придётся идти поперёк разграничительных
линий, разделяющих различные школы индусской мысли. Я не могу и
не решаюсь сузить ту правду, которую узнала, чтобы подогнать её
под ограничения, взращённые вековым невежеством, или заставить
духовную истину соответствовать пустым традициям, сохранившимся
в религиях мира. Но долг, возложенный на меня Учителем, которому
я служу Ћ донести переданную им истину до ушей людей всех религий,
существующих в современном мире. Потому я должна сказать вам правду,
невзирая на то, согласитесь вы с ней сейчас или нет Ћ ведь высказанная
истина получает признание если не сейчас, то потом, и каждый, кто
говорит о древних риши, должен излагать истины, которым они учили
в те времена, а не повторять общие места из современных комментаторов
и ограниченные ортодоксальные взгляды, которые осаждают нас со
всех сторон, разделяя людей.
__________
* Президентом Теософического Общества в те времена был Генри Олкотт.
Ћ прим. пер.
Чтобы упростить этот огромный предмет, я предлагаю разделить
его на части, которые пойдут под следующими заголовками. Сначала
я хочу напомнить вам о двух больших подразделениях, признаваемых
всеми, кто размышлял над этим предметом, а затем, этим же утром,
особо рассмотреть вопрос "что же такое аватара". Завтра мы поставим
вопрос "кто является источником аватар" и постараемся ответить
на него. Затем мы рассмотрим особых аватар Ћ и космических, и относящихся
к человеческим расам. Таким образом я надеюсь представить вам ясную
и определённую последовательность идей по этому вопросу, не прося
вас верить лишь потому, что я так говорю, и принимать их лишь поскольку
я это утверждаю. Ваш рассудок Ћ вот препятствие, которое должна
преодолеть всякая истина, которая станет для вас верной; и вы будете
глубоко, почти фатально, заблуждаться, если позволите голосу авторитета
навязывать себя там, где у вас нет отклика. Каждая истина становится
верной для вас лишь по мере того, как вы её разглядываете и она
озаряет ваш ум; и как бы она ни была верна, она не будет для вас
истиной, если ваше сердце не откроется для её принятия, подобно
цветку, открывающемуся лучам утреннего солнца.
Потому, во-первых, рассмотрим то утверждение, которое примут
последователи всякой религии. Время от времени, по мере того, как
возникает в них нужда, имеют место особого рода божественные проявления;
и выделяются они из вселенского проявления Бога в своём космосе.
Ведь никогда не следует забывать, что и в самом низшем создании,
ползающем по земле, Ишвара присутствует так же, как и в высшем
из дэв. Но есть и особые проявления, выделяющиеся из этого общего
самооткровения в космосе, они-то и вызываются для особых нужд.
В индуизме есть в ходу два особых слова, отмечающих некоторое различие
в природе проявления; одно слово Ћ "аватара", а другое Ћ "авеша".
Нам нужно лишь нанемного остановиться на значении этих важных для
нас слов, поскольку их буквальное значение указывает на фундаментальную
разницу между этими двумя понятиями. В слове "аватара", как вам
известно, корень Ћ "три", то есть проходить, а с добавлением к
нему приставкой "ара" слово передаёт идею о нисхождении Ћ это тот,
кто спускается. Таково буквальное его значение. Корень другого
слова Ћ "виш", то есть проникающий, пропитывающий, и оно передаёт
идею о чём-то насыщенном или проникнутом. Так что в одном случае
передаётся мысль о нисхождении свыше Ћ от Ишвары к человеку или
животному, а в другом Ћ скорее о существе, которое уже есть, и
в том виде, в каком существовало, подверглось влиянию божественной
силы, прониклось ею и получило озарение. Таким образом, это нечто
вроде промежуточной стадии, если можно так выразиться, между божественными
проявлениями в аватаре и в космосе Ћ частичное божественное проявление
в том, кто проникнут влиянием Высшего или другого существа, завладевающего
этой индивидуальностью, или "я".
Какие же обстоятельства ведут к таким вот великим проявлениям?
Никто не может говорить об этом с большим правом, чем тот, кто
сам явился в качестве аватары перед самым началом нашей эпохи Ћ
Божественный Господь Шри Кришна. Обратимся же к этой замечательной
поэме, Бхагавад-гите. В четвёртой адхьяе, шлоках 7 и 8 он говорит
нам о том, что же приводит его к рождению в своём мире в проявленной
форме Высшего.
"Когда дхарма (праведность, закон) ослабевает, когда адхарма
(неправедность и беззаконие) усиливается, тогда прихожу я сам Ћ
для защиты добра и уничтожения зла, для утверждения дхармы я рождаюсь
из века в век".
----------------------------------------------------------